06 Июня 2018

Прошлое и настоящее :: Улица Васильевская

Васильевская - одна из самых старинных и загадочных улиц Орла. Загадочных потому, что о ней по сравнению с соседними улицами старого города известно ничтожно мало. На ближайших к ней Карачевской, Комсомольской, Пушкарных и Посадских что ни дом, то история или легенда, либо известная местным жителям, либо описанная кем-нибудь из орловских краеведов. Есть немало старинных фотографий этих улиц, позволяющих представить прежний их облик. А вот с улицей Васильевской все сложнее. К расивых старинных зданий на ней не меньше, чем, к примеру, на Карачевской. А в свете последних сносов в центре города, может быть, и побольше. Но про них практически ничего не известно – кто строил, владел или гостил в них? В исторической литературе и мемуарах улица упоминается редко. Но и то немногое, что есть, впечатляет. Здесь когда-то жил на съемной квартире Лесков, были открыты первый в Орле ипподром и чугунолитейный завод, проводились авиационные испытания. Но где все это происходило? Точно не известно. Казалось бы, как на сравнительно небольшой улице можно было потерять целый ипподром или завод? А вот, оказывается, запросто. И это не единственная странность Васильевской. Старинных фотографий ее тоже практически нет. Только общие панорамы, снятые с колоколен стоящих поодаль храмов. И всего одна открытка начала ХХ века, запечатлевшая главную достопримечательность улицы – давшую ей имя Троице-Васильевскую церковь. Немецкие оккупанты в 1941-43 годах, фотографировавшие в Орле все подряд, тоже улицу прочему-то проигнорировали. В сети мне удалось найти лишь несколько любительских снимков Васильевской, сделанных лет 20-40 назад. Некоторые из них запечатлели здания и кварталы, которые до наших дней не сохранились. В путешествие по этой улице мы еще не раз отправимся. И тогда уже детально рассмотрим и немногие старые фотографии с ее видами, и многочисленные старинные здания с красивыми фасадами. Но прежде чем рассказать о них - немного истории. Улица Васильевская появилась в Орле после тотальной перекройки Орла по первому регулярному плану города 1779 года. Тогда вместо прежних извилистых и местами довольно узких улиц, доставшихся городу от Орловской крепости, были проложены новые широкие улицы, пресекавшиеся под строгими углами и образующие ровные квадратные или трапециевидные кварталы. Однако не везде симметрия и прямолинейность пошли на пользу. За 30 с лишним лет до прокладки улицы была выстроена каменная Троице-Васильевская церковь. Тогда это была приходская церковь Пушкарной слободы. Она была заложена в 1743 году и окончена в 1751-м «иждивением орловского купца Николая Васильевича Кузнецова с прихожанами». Расположена церковь была вдоль тех прежних слободских улиц и ориентирована по сторонам света, как и положено в христианском храме. Авторам нового плана застройки Орла пришлось намечать улицы в этом районе с учетом расположения Троице-Васильевской церкви. И на предложенном ими плане все было почти идеально. Однако в реальности не все сложилось так же удачно, как на бумаге. Васильевскую улицу почему-то проложили не так, как было запланировано, и угол алтарной части церкви на треть перегородил ее на перекрестке со 2-й Посадской. Такое расположение храма неоднократно становилось причиной различных неприятностей: в угол церкви уже на моей памяти несколько раз врезались машины. История этого удивительного, одного из старейших храмов Орла требует отдельного рассказа. На протяжении XIX века постепенно обновился состав жителей Васильевской улицы. На смену пушкарям пришли купцы и мещане. Новая улица была застроена красивыми каменными и деревянными домами. В начале столетия она шла от церкви Михаила-Архангела до границы города, которая тогда проходила по нынешней Садово-Пушкарной. К середине XIX века граница отодвинулась и Васильевская увеличилась на два квартала, до современной Колхозной улицы, тогда называвшейся Крестительской. Но и за ней город не заканчивался. Начиналась Стрелецкая слобода, и улица тоже шла дальше. В 1850 году в конце улицы Васильевской, на границе города был открыт первый орловский чугунолитейный завод Л. П. Мещерина. Полвека спустя неподалеку от него был организован первый орловский ипподром. Поскольку это было уже за официальной границей города, в Стрелецкой слободе, не на всех картах показано его местоположение. По тем же картам, на которых хотя и весьма условно, но отмечено, можно предполагать, что «гипподроммъ» находился в квартале нынешних улиц Колхозная, Спивака и Циолковского, ближе к Васильевской и вдоль неё. Именно на нем в 1909 году прошли первые в истории города авиационные испытания – в небо над Орлом поднялся аэроплан, управляемый летчиком Я.И. Седовым. После 1917 года дома и храм улицы Васильевской поменяли своих обитателей. Почти 70 лет Троице-Васильевская церковь использовалась не по назначению. Там был то ДОСААФ, то технический клуб, то школа вождения. Лишь в 1999 году храм был возвращен епархии. В бывших купеческих домах устроили коммуналки или поделили их на крошечные квартирки. Такими многие из этих зданий остаются и по сей день. В 1929 году саму улицу Васильевскую переименовали в честь Карла Либкнехта, одного из основателей Коммунистической партии Германии. После Великой Отечественной войны ее продлили еще на несколько кварталов, до Карачевского шоссе. Но будто компенсируя увеличение улицы с окраин, вскоре укоротили с другого конца – от начала у Михаило-Архангельского храма. В 1971 году в ходе возведения нового моста через Орлик, в наши дни называемого Тургеневским, было снесено несколько кварталов исторической застройки в Заводском и Советском районах Орла. В том числе и начало улицы Васильевской, где были некогда лучшие каменные и деревянные дома. Нумерацию менять не стали, и из-за этого в наши дни улица начинается с домов №4 и №9. В 1990-х улице Васильевской, одной из немногих в Орле, вернули прежнее название. И не только потому, что хотели восстановить историческую справедливость. Видимо, уж больно трудным для русского языка оказалось имя немецкого коммуниста Либкнехта и его орловских «соседей», американских анархистов Сакко и Ванцетти, чьи имена носила ближайшая Карачевская. В наши дни улица Васильевская сильно загружена транспортом, по ней въезжают и выезжают из города. Периодически ведутся разговоры то о ее расширении, то о том, чтобы сделать улицу односторонней. Но пока решения никакого не принято. Расширению улицы мешает статус памятника истории и архитектуры, имеющийся у многих старинных зданий. Пока мешает...
Поделитесь этой новостью в соцсетях:
. . .
.
x
.
. . .