15 Июля 2020

Прошлое и настоящее :: «Витебские» места Орла

Орёл в XIX веке являлся одним из зерновых центров России. В то же время Витебск был воротами для экспорта в Европу. Именно поэтому в конце 1860-х годов Орел и Витебск связали железной дорогой, оставив нашему городу россыпь «витебских» названий: это вокзал, дома, мост и сад. Все они обязаны своим появлением Орловско-Витебской железной дороге.

К сожалению, ни одно из «витебских» названий до наших дней не сохранилось. Но память о них возвращает нас к периоду, когда Орёл был центром пересечения транспортных артерий страны. И стория постройки Орловско-Витебской железной дороги (ОВЖД) заслуживает отдельного рассказа. По легенде, деньги, полученные от продажи Аляски, пошли на строительство этой остро востребованной линии. На самом деле все было еще сложнее. В 1864 году объявляется конкурс желающих вложить средства в строительство дороги Орёл-Витебск, через год его выигрывает английский баронет Пито. Но компания Пито обанкротилась, концессия на строительство переходит Орловскому губернскому земству. Проект почти сорвался, если б не два обстоятельства: активное содействие предводителя орловского дворянства А. В. Шереметева и предложение предпринимателя П.И. Губонина.

Брянский купец Губонин объявил, что сможет поставлять шпалы гораздо дешевле и ускорить строительство на два года. Губонин договаривается с инженером Министерства путей сообщения Казаковым о создании АО «П.И. Губонин и Ко» при участии банкиров из Санкт-Петербурга и Варшавы. Строительство развернулось довольно быстро, уже 10 октября 1868 года открыто движение Витебск-Рославль, а 24 ноября того же года – Рославль-Орёл. Построенный в Орле в 1868 году Витебский вокзал в стиле «неоготики» моментально стал центром притяжения для горожан. Но из-за отдаленного расположения он оказался островом, которому только предстояло срастись с городом. А все потому, что собственники земель отказались продавать свои участки по предложенным им низким ценам. Под Витебский вокзал город отдал бросовые выгонные земли за Покровской слободой. Этот район отличался перепадами высот, под железнодорожным полотном тёк коварный ручей Ленивец, до сих пор напоминающий о себе подтоплениями. Витебский вокзал многократно тиражировался на дореволюционных открытках. Постепенно он становился все ближе к городу.

Покровская слобода расширилась за счёт вырубки леса на берегах ручья Ленивец, где появились дома железнодорожников - Пеньи, или Пеньевская слобода, влившаяся затем в Покровскую. Близ Витебского вокзала выросла Новая, или Привокзальная (Предвокзальная), слобода. Начало ей положили, по-видимому, «витебские дома», построенные для сотрудников Орловско-Витебской железной дороги. Их упоминают в «Адрес-календаре Орловской губернии» за 1912 год. Так, к примеру, почётный блюститель одноклассного железнодорожного училища Блюм проживал в «витебском» доме №2, заведующий Шестаков -в витебском доме №5. Сейчас на месте «витебских домов», скорее всего, Старо-Привокзальная улица. К концу XIX века Орловско-Витебская железная дорога разорилась. Сначала она перешла в казённое ведение. Адрес-календарь Орловской губернии на 1891 год сообщает, что управление ОВЖД в Орле располагалось в здании №32 по Мало-Малаховскому переулку (проезду). Но государство оказалось неэффективным управленцем, казённые «чугунки» приносили убытки, поэтому в 1895 году Орловско-Витебская, Риго-Двинская и Двинско-Витебская железные дороги сливаются в Риго-Орловскую (РОЖД). Правление РОЖД занимало здание сейчас под №37 по улице Пушкина (ранее Большой Новосильской), на углу с Трамвайным переулком. В наши дни в нем находится вечерняя школа, еще ранее там квартировала школа №32. Так как местоположение Мало-Малаховского проезда точно установить не удалось, но известно, что параллельно ему должен находиться Малаховский переулок (ныне переулок Новосильский), то, скорее всего, Мало-Малаховский переулок совпадает с современным Трамвайным переулком.

А это значит, что здание Витебской железной дороги и Рижской, скорее всего, одно и то же - на Пушкина, №37. Управление РОЖД памятно и тем, что недолго в нем проработал начинающий поэт Иван Бунин. Удивительно, но с переименованием в Риго-Орловскую железную дорогу никаких «рижских» названий в Орле не появилось. А «витебские» топонимы оказались на удивление живучими. Лишь перекочевав в ХХ век, они растворились в его бурных потоках. В 1943 году был разбомблен старый Витебский вокзал. В нынешнем Орловском вокзале от прежнего строения остались лишь часть стен и сводчатые подвалы. Хотя Витебским вокзал у нас не называли еще до войны. Старый Витебский железнодорожный мост, взорванный отступающими из Орла фашистами, в 1943-м тоже чаще именовался горожанами Брянским. Был в Орле и Витебский сад. Его название просуществовало дольше всех, до начала 1970-х.

Садом стал островок пригородного леска, уцелевший при строительстве Орловско-Витебской железной дороги. В советский период незаметный ранее Витебский сад превращается в компактный парк железнодорожников. В 1930-е он ненадолго становится популярным местом отдыха горожан. В войну Витебский сад вырубили, устроив на пустыре немецкое кладбище. Но его название никуда не исчезло. В 1948 году его территорию отвели под застройку, и вскоре там появилась улица Витебский сад. Получился не совсем сад, не совсем квартал, не совсем улица. Витебский сад стал хаотичным послевоенным тупиком. В справочнике 1955 года Витебский сад назван «посёлком между улицей Прядильной и Мельничным переулком».

В 1971 году дома Витебского сада стали продолжением Хлебного переулка. Тогда же пропал и переулок Мельничный у Витебского сада, его заменила улица Лесная. Одна она осталась в напоминание, что раньше здесь был лес. Витебский сад, впрочем, исчез не совсем – на его месте расположилась школа №31 с небольшим яблоневым садом. Его можно считать преемником того старого Витебского сада, последнего из прежде многочисленных «витебских» мест Орла.
Поделитесь этой новостью в соцсетях:
. . .
.
x
.
. . .