22 Июля 2020

Прошлое и настоящее :: Окский мост Дружбы

В Орле много мостов, но вот с названиями этих произведений инженерного искусства все как-то не ладится. Е сли мы сейчас наскоро вспомним эти названия и углубимся в их историю, то вырисовывается совсем не радужная картина. Из всех городских переправ с уверенностью можно подтвердить название Красный мост, переименованный в 1919 году из Мариинского. И, пожалуй, ещё Тургеневский, возведенный в 1971-м. А вот по поводу других не всё так однозначно.

Уже не один год идут споры, как правильно называть ещё один монументальный мост в центре города - Александровский или Ленинский. Такая же участь и у большого моста через Оку, который называют то Октябрьским, то Герценским (кстати, исторически верно первое). А у некоторых названия и вовсе потерялись, и их не называют никак. Мало кто знает, что подвесной вантовый мост за Торговыми рядами называется Юбилейным. А высокий железнодорожный мост через Оку на линии брянского направления когда-то звался Витебским. Но этим сооружениям ещё повезло. Иные орловские путепроводы (пешеходные и автомобильные), построенные во второй половине ХХ века, и вовсе не имеют официальных названий. По непонятным причинам руководство города считало ненужным присваивать таковые и вносить их в обиход горожан. И лишь сами жители спустя какое-то время закрепили за безымянными переправами удобные им названия: Ботанический мост, Мясокомбинатовский, Колхозный, Царёв брод и т.п. Среди всех казусов, связанных с орловскими мостами, особняком стоит история ремонтируемого в настоящее время моста через Оку. Его в последнее время называют просто «Дружба».

История этого названия тоже весьма запутанна и до конца непонятна. Но то, что раньше оно было другим, это факт! А начался мой пристальный интерес к этому инженерному сооружению случайно. Как-то попал мне в руки сувенирный значок орловского производства, на котором был изображен большой железобетонный мост и подпись «Орёл, Окский мост, 1965». Не сразу удалось понять, о какой же именно орловской переправе идёт речь. Помогла дата. В том году в Орле был сдан в эксплуатацию лишь один мост - в створе улиц Розы Люксембург и 5-го Августа. Выходит, он на момент открытия назывался Окский? Но как подтвердить эту гипотезу? Вдруг на значке допущена ошибка? Просмотр подшивок газет 1965 года в областной библиотеке результата не дал. Да, об открытии моста есть заметка, но в ней не упомянуто никаких названий. Опрошенные знакомые старшего поколения также не смогли вспомнить каких-либо деталей.

Помогла же найти ответ на вопрос изданная нашим областным архивом «Летопись города Орла». Оказывается, название мосту присвоили не сразу, а лишь спустя два года после сдачи в эксплуатацию. В летописи сказано: 12 апреля 1967 года в рамках подготовки к 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции в городе будут установлены памятные знаки и присвоены новые названия, в том числе и мостам: подвесному через Орлик - «Юбилейный»; в створе улицы Розы Люксембург - «Окский»; в створе улицы Колхозной - «Обводной». Там же приведена ссылка на фонд ГАОО, в котором и хранится данный документ. Так что ошибки тут быть не может. Однако, по всей видимости, данное тогда название «Окский» не прижилось у горожан, и мост в обиходе так не называли. Но вот когда появилось его новое название и при чем здесь дружба, пока точно выяснить не удалось. Известно только, что в конце 1970-х - начале 1980-х годов недалеко от того места строился большой микрорайон новых девятиэтажных домов, который предлагали назвать Разградским (в честь города-побратима Орла, болгарского Разграда).

При новом микрорайоне разбили и обустроили Разградский парк, ныне более известный как Козий. В эти же годы сам мост пережил первый в своей истории крупный ремонт. На нем были установлены новые, более монументальные перила с медальонами, на которых были изображены символы, связанные с русско-болгарской дружбой. Вероятно, именно под этот ремонт и новое окружение решили переименовать и сам мост. При этом, похоже, что официальным переименованием тогда заниматься не стали. Есть даже информация, что под старым именем «Окский» мост числится в государственном реестре «Росавтодора» и сейчас. Но в статьях орловских СМИ, редких туристических брошюрах и на картах с тех пор мост именуют уже либо Дружбы народов либо просто Дружбы. К сожалению, сами перила с чугунными медальонами, изображавшими рукопожатия, голубей и башню-памятник на перевале Шипка, сооруженную в 1934 году в память павших за освобождение Болгарии в русско-турецкой войне, до наших дней не сохранились.

Их украли в 1990-х, просто выломав вместе с частями конструкций ограждения. Но и на этом трансформация названия многострадального моста не закончилась. Уже в наше время он стал именоваться просто «Дружба». Звучит весьма загадочно и непонятно, но между тем это название теперь фигурирует во всех официальных документах, касающихся ремонта данного мостового объекта. Откуда взялось это название, мне уже совсем не понятно. Скорее всего, это укоренившаяся в документах опечатка. Вот такие парадоксы и неопределённости преследуют большинство орловских мостов со дня сдачи в эксплуатацию и по сей день. Сам же Окский мост Дружбы в этом году претерпел очередной ремонт и полную замену конструкций и остатков старых чугунных перил, окончательно лишившись последних упоминаний о дружбе народов и причинах своего полуофициального названия.
Поделитесь этой новостью в соцсетях:
. . .
.
x
.
. . .